Воспитание и самооценка ребенка

14068276_1769962736605636_5838029093207410382_n

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым, умным, талантливым, самым-самым. Для этого детей с раннего детства начинают водить в школы развития, кружки и секции. Но  важно не только и не столько развить способности ребенка, важно, дать ему веру в себя,  в то, что способности у него есть и он может их проявлять, а еще создать ощущение собственной ценности: «Я есть и это здорово!», «Я смогу! У меня получится!». Психологи называют такое внутреннее отношение к себе  – самооценкой, самоценностью.

Самоотношение и самооценка  — это не врожденная данность, они формируются в первые шесть лет жизни ребенка. И  складывается самооценка в процессе общения с окружающими людьми, прежде всего — с родителями – ведь именно с ними проводит большую часть  времени ребенок.  Что же могут сделать родители, для того, чтобы помочь ребенку научиться ценить себя и обрести веру в свои силы?

Психология – не относится к точным  наукам. Принцип «нажми на кнопку – получишь результат» — здесь не работает. И все  же есть общие закономерности развития. Детская логика проста: «Я такой, каким меня видят родители, как они  относятся ко мне».

В первые годы жизни у ребенка  важно сформировать, а потом – поддерживать, безусловное положительное отношение к себе —  «Замечательно, что я есть!». Для этого необходимы:

  • тактильный контакт – ласковые прикосновения, объятия, веселые поваляшки и т.д. и т.п.
  • визуальный контакт – важно смотреть в глаза ребенку, разговаривая с ним и  слушая его.
  • вербальный  — когда родители говорят ребенку  о своих  чувствах: «Я тебя люблю!», «Я рада, что ты у меня есть!», «Мне интересно играть с тобой!».

Все это знает каждый родитель, но не каждый помнит, какое огромное значение имеют эти, казалось бы, простые действия, для развития ребенка.

После трех лет формируется собственно самооценка – оценка своих действий, себя. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.  Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый – ребенок усваивает эти оценки: «Я хороший, потому, что меня мама похвалила» или «Я плохой, потому, что папа меня ругал».  С другой стороны, ребенок в 4-5 лет не отделяет свои умения от личности в целом: «У меня получилось построить красивый замок  —  значит, я хороший!».

Вот ребенок нарисовал что-то и показывает родителям. Можно просто похвалить («Молодец!»); можно заметить, что соседний мальчик рисует более аккуратно; оценить реалистичность рисунка («Разве так бывает в жизни?») или попросить не мешать вам сейчас.  А можно вместе рассмотреть рисунок; узнать, что в нем нравится самому ребенку; рассказать о том, какие чувства вызывает рисунок у вас; вместе придумать историю по рисунку, проиграть ее. И если и сравнивать ребенка, то с ним самим – ведь  несколько месяцев назад, он рисовал немного по-другому.

Такой интерес и  внимание  к мыслям, чувствам и  действиям ребенка позволяют ему ощущать свою ценность, а сравнение с самим собой – способствует развитию адекватной самооценки

Поделиться!

Опубликовать в Одноклассники

4 024 комментариев к “Воспитание и самооценка ребенка